Овербукинг или почему не хватило мест в самолете

Дает ли билет на самолет 100%-ную гарантию, что пассажир вылетит запланированным рейсом? «Да!» – ответит большинство и … ошибется. Овербукинг еще никто не отменял, от него никто не застрахован. А потому не обязательно все путешественники смогут улететь в нужном направлении в указанное в билете время.

В статье мы рассмотрим, к чему нужно быть готовым авиапассажиру при овербукинге, что это за понятие, причины возникновения, что делать для ее предотвращения, как получить компенсацию за нарушение прав.

Что значит овербукинг при полете на самолете

В гражданской авиации под овербукингом понимают ситуацию, когда билетов на рейс продано больше, чем есть мест в авиалайнере.

Дело в том, что авиакомпания до последней минуты не знает, все ли пассажиры, купившие билеты, прибудут к рейсу. Ведь часто случается, что у путешественника возникают непредвиденные ситуации, и он вынужден отказаться от поездки. Возврат билета в этом случае не снимает проблему: люди часто покупают самые дешевые, то есть, невозвратные билеты.

Ситуация полностью проясняется только по окончании регистрации пассажиров на рейс. Кто-то не прошел регистрацию по разным причинам, и его место тогда занимает другой пассажир.

Поэтому перевозчики и допускают овербукинг: он защищает от убытков.

Законность овербукинга в России

Законен ли овербук? В странах Европы и США продажа лишних билетов на рейсы «освящена» соответствующими законами. В России такой способ защиты авиаперевозчика от убытков на законодательном уровне отсутствует. Разговоры о нем идут, но пока нет даже проекта соответствующего нормативно-правового акта.

Похожие статьи:

Причины и виды овербукинга

Овербукинг у авиаперевозчиков делят на два вида – по количеству причин, его вызывающих.

Виды овербукинга в гражданской авиации:

  1. Плановый овербукинг. Здесь подразумевается, что авиакомпания сознательно продает билетов больше, чем салон самолета вместит пассажиров. Иными словами, это своего рода страховка от возможных убытков из-за недостатка пассажиров.
  2. Технический овербукинг. Он может возникнуть по двум причинам. Первая – сбой в системе продажи и бронирования авиабилетов. Вторая – вынужденная замена самолета на другую модель меньшей вместимости.

На заметку! Иногда пассажирам с билетами не хватает мест в лайнере, если местным властям необходимо срочно депортировать одного или нескольких человек. При любой ситуации их отправляют в первую очередь.

Для пассажиров, столкнувшихся с овербукингом, причина совершенно не важна. В любом случае кто-то, кому меньше повезло, не сможет улететь.

Действия пассажира в аэропорту при овербукинге

С досадной неприятностью сталкиваются и опытные путешественники, и новички. И не все знают, как правильно вести себя, что делать при овербукинге.

Схема действий при овербукинге:

  1. Пройти на стойку регистрации. Сотрудник авиакомпании должен сделать на билете специальную отметку об отсутствии свободных мест при посадке на указанный в билете рейс.
  2. Сам билет, а также все чеки о расходах, понесенных в связи с овербукингом, нужно сохранить.
  3. Договориться с представителем перевозчика, чтобы пассажира отправили следующим рейсом.
  4. Если вылететь другим рейсом не получается, составить претензию о компенсации в адрес авиакомпании.

Последний шаг – судебное разбирательство, если компания отказалось компенсировать пассажиру убытки. Но это достаточно редкий случай: большинство перевозчиков дорожат своей репутацией и стремятся максимально полно удовлетворить обоснованные требования пассажира.

На заметку! Если овербукинг имел место на чартерном рейсе, решение всех проблем возлагается на туристическое агентство, где пассажир приобрел путевку.

Если пассажир согласился подождать другой рейс в нужном ему направлении, авиакомпания обеспечивает ему необходимые условия комфортного ожидания.

Это означает:

  1. При ожидании свыше 2 часов пассажир может сделать 2 телефонных звонка или отправить два электронных письма, используя технические средства перевозчика.
  2. Если ждать придется 4 часа и более, компания обеспечивает пострадавшего горячим питанием.
  3. Когда до следующего рейса остается 8 и более часов, авиакомпания обеспечивает пассажира гостиницей, берет на себя сохранность его багажа без дополнительной платы, за свой счет.

В случаях, когда билет на следующий рейс получается с понижением или повышением класса обслуживания, все издержки опять же ложатся на перевозчика. То есть, с пассажира не взимается дополнительная плата за более комфортные условия перелета. И он имеет право на компенсацию, если вместо бизнес-класса ему предоставили место эконом.

Получение компенсации при овербукинге

Иногда складываются ситуации, когда пассажир – жертва овербукинга отказывается от вылета следующим рейсом. Например, ему нужно было присутствовать на совещании, но из-за ожидания другого самолета необходимость отпадает. В таком случае он имеет право на компенсацию от авиакомпании. Для этого он составляет претензию в адрес перевозчика, руководствуясь положениями действующего законодательства России.

Важно! Претензию подают в течение 6 месяцев с момента нарушения прав пассажира и только в письменном виде. Компания должна рассмотреть ее за 30 дней. При этом неважно, является клиент юридическим лицом, или частным.

Как подают претензию:

  1. Составляют претензию по образцам, которые легко найти в интернете. К ней прикладывают все необходимые документы (оригиналы или заверенные копии). Отправляют документы на почтовый адрес перевозчика. Это также можно сделать и в электронном виде, но до сих пор более надежным является первый способ.
  2. Ждут перечисления компенсации.

Претензия должна содержать полное название перевозчика, фамилию, имя, отчество и паспортные данные заявителя, подробное описание ситуации и требования пострадавшего. Также необходимо указать сумму компенсации, подтвержденную финансовыми документами (билет, чеки, квитанции), и банковские реквизиты для перечисления денег.

Важно! Документ подписывает или заявитель лично, или его законный представитель, действующий по нотариальной доверенности.

Если перевозчик не выплатил компенсацию, обращаются в суд. Дополнительно можно направить жалобу в Роспотребнадзор, Общество защиты прав потребителя, Федеральное агентство воздушного транспорта. К такой мере прибегают крайне редко. Опять же, беспокоясь о своей репутации, авиакомпании предпочитают решать все вопросы сразу по поступлении претензии в их адрес.

Меры защиты от овербукинга при полете

Опытные путешественники знают, когда могут столкнуться с овербукингом, и используют различные способы избежать таких ситуаций.

Что нужно знать, чтобы защититься от овербукинга:

  1. Рейсы, отправляющиеся ночью, менее загружены, поэтому риск двойных билетов меньше.
  2. В середине недели заполняемость самолетов ниже, чем в конце или начале.
  3. Опоздание на регистрацию повышает риск попасть на овербукинг. Лучше всего зарегистрироваться онлайн.
  4. «Горящие» и дешевые билеты чаще обычных оказываются овербукинговыми.

Часто элементарное действие – распечатать билет защищает пассажира от неприятностей. К примеру, в последний момент, уже во время регистрации, пассажир узнает, что на его рейс посадка идет только по бумажному билету. Пока он бегает по аэропорту в поисках терминала для печати, на его место сажают другого.

Застраховать себя от овербукинга, умышленного или технического, помогает своевременная регистрация на рейс. Если же все же не хватило места, проблему начинают решать у регистрационной стойки. Хотя законодательно пассажир не защищен от билетов-двойников, авиакомпании всегда стараются быстро разрешить ситуацию, не вынуждая пассажира прибегать к крайним мерам.

Еще статьи по теме: