Нередко путешественники при покупке авиабилета сталкиваются с неприятным фактом: на сайте авиакомпании или агрегатора указана одна цена на билет, а по факту платить приходится другую, более высокую. Оказывается, в большинстве случаев они видят только тариф на перелет. Но в стоимость билета входят и другие платы – таксы и сборы.
В статье мы рассмотрим, из каких такс и сборов состоит стоимость авиабилета, как они обозначаются и расшифровываются, можно ли купить авиабилет без этих комиссий.
Что влияет на стоимость билетов на самолет
Полная стоимость авиабилетов – это тариф плюс различные дополнительные сборы.
Тариф представляет собой некую сумму денег, которая идет непосредственно авиакомпании, у которой пассажир приобретает билет. При этом совершенно не обязательно, чтобы тариф на перелет по одному и тому же направлению у всех авиаперевозчиков был одинаковым.
Величина тарифа на перелет определяется несколькими факторами:
- популярность направления;
- наличие или отсутствие аналогичных рейсов и компаний-конкурентов;
- протяженность маршрута;
- самолет, выполняющий данный рейс;
- сезонность.
Также немалую роль в размере тарифа играет и ценовая политика перевозчика. Например, у лоукостеров только один тариф – эконом. У других компаний их может быть несколько: эконом, бизнес, премиум и др.
На международных рейсах тариф также зависит от курса валюты, который колеблется ежедневно.
Похожие статьи:
Кроме тарифа пассажиры оплачивают таксы и сборы за другие услуги, которые оказывает уже не перевозчик, а аэропорт, таможенная и другие службы, и т. д.
История появления такс и сборов в цене авиабилета
Таксы и сборы включили в стоимость авиабилетов сравнительно недавно, в начале XXI века. Инициатором стала одна из британских авиакомпаний. Из-за постоянно растущих цен на топливо она оказалась на грани банкротства. Поэтому руководство компании приняло решение о внесении дополнительной оплаты. Размер был установлен небольшим – 2,5 евро на один билет. Конечно, раньше такого не было никогда, поэтому перевозчик шел на большой риск.
Чтобы смягчить последствия такого нововведения, авиакомпания обратилась к своим клиентам с разъяснением, почему она вынуждена пойти на такую меру: без дополнительного сбора попросту окажется нечем заправлять самолеты. И клиенты приняли это решение. Довольно быстро эту идею подхватили другие перевозчики, и топливный сбор укрепился в стоимости авиабилетов.
Как понять коды такс и сборов в авиабилетах
Проблема с горючим вроде казалась решенной, но налоговые службы во всех странах с любопытством следят за всеми повышениями цен на услуги. Чтобы избежать долгих, а потому дорогих разбирательств с фискальными органами, была разработана система обозначений всех возможных такс и сборов: каждому из них был присвоен свой буквенный код, который и указывают в авиабилетах и финансовой отчетности перевозчиков.
Что обозначают буквы кодов:
- DE, OY, RA, RI – такса за обслуживание пассажиров в аэропорту, куда входит, например, зарплата обслуживающего персонала.
- YQ – топливный сбор, а также сборы за услуги аэропорта, например, диспетчерские, техобслуживание самолетов, и др.
- YR – оплата за оформление авиабилетов и багажа, различается в зависимости от способа оплаты: наличными или картой.
- ZZ – такса сервиса, на котором пассажир покупает билет, подразумевает сбор за проведение расчета безналичным способом.
- Airport Security Tax – такса за обеспечение безопасности полета.
Кроме того, в авиабилетах встречаются коды PS и SA. Они обозначают статус служебного пассажира, летящего тем же рейсом.
На международные перелетах в билеты включены дополнительные сборы:
- оплата работы таможенников;
- иммиграционные сборы;
- за пользование терминалами, принадлежащими государству;
- на развитие.
Также в окончательную стоимость авиабилета включают агентские и другие сборы, которые являются источником финансирования вспомогательных служб.
Некоторые страны дополнительно к общепринятым таксам и сборам включают в стоимость билета и собственные, часто имеющие социальную направленность. Так, в Турции есть сбор на развитие образования, а в Нидерландах – на шумозащиту населения, проживающего в непосредственной близости к аэропорту.