Таксы и сервисные сборы в стоимости авиабилета: виды, обозначения

таксы и сборы в цене авиабилета

Нередко путешественники при покупке авиабилета сталкиваются с неприятным фактом: на сайте авиакомпании или агрегатора указана одна цена на билет, а по факту платить приходится другую, более высокую. Оказывается, в большинстве случаев они видят только тариф на перелет. Но в стоимость билета входят и другие платы – таксы и сборы.

В статье мы рассмотрим, из каких такс и сборов состоит стоимость авиабилета, как они обозначаются и расшифровываются, можно ли купить авиабилет без этих комиссий.

Что влияет на стоимость билетов на самолет

Полная стоимость авиабилетов – это тариф плюс различные дополнительные сборы.

Тариф представляет собой некую сумму денег, которая идет непосредственно авиакомпании, у которой пассажир приобретает билет. При этом совершенно не обязательно, чтобы тариф на перелет по одному и тому же направлению у всех авиаперевозчиков был одинаковым.

Величина тарифа на перелет определяется несколькими факторами:

  • популярность направления;
  • наличие или отсутствие аналогичных рейсов и компаний-конкурентов;
  • протяженность маршрута;
  • самолет, выполняющий данный рейс;
  • сезонность.

Также немалую роль  в размере тарифа играет и ценовая политика перевозчика. Например, у лоукостеров только один тариф – эконом. У других компаний их может быть несколько: эконом, бизнес, премиум и др.

На международных рейсах тариф также зависит от курса валюты, который колеблется ежедневно.

Похожие статьи:

Кроме тарифа пассажиры оплачивают таксы и сборы за другие услуги, которые оказывает уже не перевозчик, а аэропорт, таможенная и другие службы, и т. д.

История появления такс и сборов в цене авиабилета

Таксы и сборы включили в стоимость авиабилетов сравнительно недавно, в начале XXI века. Инициатором стала одна из британских авиакомпаний. Из-за постоянно растущих цен на топливо она оказалась на грани банкротства. Поэтому руководство компании приняло решение о внесении дополнительной оплаты. Размер был установлен небольшим – 2,5 евро на один билет. Конечно, раньше такого не было никогда, поэтому перевозчик шел на большой риск.

Чтобы смягчить последствия такого нововведения, авиакомпания обратилась к своим клиентам с разъяснением, почему она вынуждена пойти на такую меру: без дополнительного сбора попросту окажется нечем заправлять самолеты. И клиенты приняли это решение. Довольно быстро эту идею подхватили другие перевозчики, и топливный сбор укрепился в стоимости авиабилетов.

Как понять коды такс и сборов в авиабилетах

Проблема с горючим вроде казалась решенной, но налоговые службы во всех странах с любопытством следят за всеми повышениями цен на услуги. Чтобы избежать долгих, а потому дорогих разбирательств с фискальными органами, была разработана система обозначений всех возможных такс и сборов: каждому из них был присвоен свой буквенный код, который и указывают в авиабилетах и финансовой отчетности перевозчиков.

Что обозначают буквы кодов:

  1. DE, OY, RA, RI – такса за обслуживание пассажиров в аэропорту, куда входит, например, зарплата обслуживающего персонала.
  2. YQ – топливный сбор, а также сборы за услуги аэропорта, например, диспетчерские, техобслуживание самолетов, и др.
  3. YR – оплата за оформление авиабилетов и багажа, различается в зависимости от способа оплаты: наличными или картой.
  4. ZZ – такса сервиса, на котором пассажир покупает билет, подразумевает сбор за проведение расчета безналичным способом.
  5. Airport Security Tax – такса за обеспечение безопасности полета.

Кроме того, в авиабилетах встречаются коды PS и SA. Они обозначают статус служебного пассажира, летящего тем же рейсом.

На международные перелетах в билеты включены дополнительные сборы:

  • оплата работы таможенников;
  • иммиграционные сборы;
  • за пользование терминалами, принадлежащими государству;
  • на развитие.

Также в окончательную стоимость авиабилета включают агентские и другие сборы, которые являются источником финансирования вспомогательных служб.

Некоторые страны дополнительно к общепринятым таксам и сборам включают в стоимость билета и собственные, часто имеющие социальную направленность. Так, в Турции есть сбор на развитие образования, а в Нидерландах – на шумозащиту населения, проживающего в непосредственной близости к аэропорту.

Еще статьи по теме: